Распоряжение ОАО РЖД от 15.01.2010 N 42Р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 января 2010 г. N 42р
О СЛУЧАЕ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ
N 3018 НА ПЕРЕГОНЕ ДАРЬИНО — УСТЬ-ЗИГАН БАШКИРСКОГО
ОТДЕЛЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
17 декабря 2009 г. в 18 часов 15 минут при температуре воздуха минус 35 град.С на 108 км пикете 2 перегона Дарьино — Усть — Зиган однопутного не электрифицированного участка Стерлитамак — Дема Куйбышевской железной дороги при скорости 30 км/час в прямом участке пути допущен сход одной колесной пары первой тележки по ходу движения 14-го с головы состава вагона N 57645749 в грузовом поезде N 3018.
В результате схода повреждены вагон в объеме текущего отцепочного ремонта, частично рельсовые скрепления ЖБР на протяжении 200 метров пути, 4 железобетонные шпалы. Полный перерыв в движении поездов составил 4 часа.
При этом более серьезных повреждений пути и подвижного состава удалось избежать благодаря тому, что при проследовании поезда N 3018 сигнальной точки N 10, локомотивная бригада, почувствовав «вертикальный толчок» в пути, остановила поезд, применив служебное торможение. Натурным осмотром пути было установлено, что причиной «вертикального толчка» явился разрыв изолирующего стыка величиной 530 мм у сигнальной точки N 10 на 108 км пикете 2.
Путь на месте схода бесстыковой, рельсы типа Р65, шпалы железобетонные, скрепления ЖБР, эпюра шпал 2000 штук на 1 км пути, балласт щебеночный. Установленная скорость движения поездов 80/60 км/час.
11 декабря 2009 г. путеизмерительным вагоном N 038 путь 108 км оценен в 10 баллов «отлично», выявлена одна неисправность II степени (отклонение по уровню 9 мм).
При проверке рельсов 11 декабря 2009 г. дефектоскопной тележкой АВИКОН — 01-МР N 47 (операторы Гималетдинов А.Ю. и Гаврилов А.К.) замечаний не выявлено.
Расследованием установлено, что в период с июля по ноябрь 2009 г. на перегоне Дарьино — Усть-Зиган силами опытной путевой машинной станции N 61 (далее ОПМС-61, начальник — Некрасов А.В.) проводились работы по реконструкции верхнего строения пути. Работы были выполнены со значительными нарушениями «Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути» (далее — «ТУ-2000»).
Согласно проекта, короткие рельсовые плети (длиной до 800 п.м.) должны быть сварены в плеть длиной в перегон с металлокомпозитными изолирующими стыками «АпАТэК-МК» у сигнальных точек. Однако, в нарушение проектных решений и «ТУ-2000», ОПМС -61 короткие рельсовые плети сварил длиной в блок — участок, а изолирующие стыки у сигнальных точек, в том числе N10 собрал с применением накладок «АпАТэК-МК» из композитных материалов без укладки уравнительных рельсов, что создало условия для разрыва данных рельсовых стыков при наступлении отрицательных температур воздуха. Положение усугубилось тем, что закладные болты на протяжении всего участка работ были закреплены с недостаточным крутящим моментом от 20 до 140 нм при норме 200 нм.
При проведении осеннего осмотра пути в период с 30 сентября по 8 октября 2009 г. под председательством главного инженера Стерлитамакской дистанции пути Ширинова P.M. на 108 км пикетах 1, 3, 5, 7, 9, 10 была выявлена необходимость закрепления закладных болтов. Устранение этой неисправности дорожный мастер Сазонов Ю.В. отписал фиктивно 8 и 9 октября 2009 г.
Несмотря на наличие грубейших отступлений от нормативных документов и значительных недостатков в качестве работ, перегон Дарьино — Усть — Зиган был принят в постоянную эксплуатацию 24 ноября 2009 г. комиссией под председательством начальника службы пути Куйбышевской железной дороги Федченко Ю.И. с вручением дистанции пути гарантийного паспорта за подписью начальника Куйбышевской дирекции по ремонту пути (далее — Куйбышевская ДРП) Беляева Г.П. и начальника ОПМС — 61 Некрасова А.В.
При этом ни приемщик по качеству ремонта пути службы пути Куйбышевской железной дороги Ильясов P.P., ни заместитель начальника Дирекции капитального строительства Куйбышевской железной дороги (далее — ДКС) Астапов А.В. не проявили принципиальность и не препятствовали приемке в постоянную эксплуатацию участка реконструкции верхнего строения пути с грубыми нарушениями нормативных документов и низким качеством работ.
Расследованием также установлено, что 17 декабря 2009 г. в светлое время суток при температуре воздуха минус 34 град.С монтер пути 3 разряда Иванов Н.В. при внеочередном осмотре установил, что величина стыковых зазоров в левом изолирующем стыке у сигнальной точки N 10 на 108 км пикете 2 составила 23 мм, в правом — 24 мм. Невзирая на данное обстоятельство и устойчиво низкую температуру воздуха, вследствие чего в рельсовых плетях возникли значительные растягивающие усилия, оперативные меры по нормализации положения и не допущению создания аварийной ситуации на участке реконструкции верхнего строения пути руководством дистанции пути и опытной путевой машинной станции не были приняты.
Данный случай стал возможным из-за неудовлетворительной организации ремонтно — путевых работ, выполняемых Куйбышевской ДРП, при отсутствии должного контроля и попустительстве в вопросах качества ремонта пути и, как следствие, обеспечения безопасности движения поездов со стороны ряда руководителей путевого комплекса Куйбышевской железной дороги.
В нарушение требований приказа начальника Куйбышевской дирекции по ремонту пути от 6 ноября 2009 г. N ДРП/214 «О распределении обязанностей между начальником Куйбышевской дирекции по ремонту пути и его заместителями» начальник Куйбышевской ДРП Беляев Г.П. не принял достаточных мер по улучшению качества ремонтов (реконструкций) пути и не осуществлял контроль за работой путевых машинных станций в части выполнения ими работ в соответствии с требованиями проектов и нормативных документов.
В нарушение требований должностной инструкционной карточки заместитель начальника Дирекции капитального строительства Куйбышевской железной дороги Астапов А.В халатно отнесся к своим должностным обязанностям в части осуществления технического надзора за производством работ по реконструкции верхнего строения пути, а также в вопросах организации по приемке отремонтированного пути в постоянную эксплуатацию.
В нарушение требований приказа начальника Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги «О распределении обязанностей между начальником отделения и его заместителями» от 31 декабря 2008 г. N 813/НОДК заместитель начальника Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги по инфраструктуре Хадыев Н.З. не контролировал качество выполнения ремонтно-путевых работ, проводимых силами подразделений Куйбышевской дирекции по ремонту пути на Башкирском отделении железной дороги.
В нарушение требований приказа начальника службы пути Куйбышевской железной дороги «О распределении обязанностей между начальником службы пути, заместителями начальника службы пути и главным инженером службы пути» от 17 декабря 2008 г. N П/33 начальник службы пути Куйбышевской железной дороги Федченко Ю.И. не установил контроль за работой комиссий по приемке в эксплуатацию отремонтированных километров пути, не принял необходимых мер по недопущению случаев сходов подвижного состава в поездах.
На основании разбора, проведенного в ОАО «РЖД» 19 декабря 2009 г., и в соответствии с требованиями приказа Минтранса России «О порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий» от 25 декабря 2006 г. N 163 допущенное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения поездов, классифицировать как сход подвижного состава в грузовом поезде и отнести к учету по ответственности за Стерлитамакской дистанции пути Куйбышевской железной дороги.
В целях недопущения случаев схода с рельсов подвижного состава, повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов:
1. Начальникам железных дорог, исполняющему обязанности начальника Центральной дирекции по ремонту пути Раенку Д.Л.:
а) с обстоятельствами и причинами схода вагона в грузовом поезде N 3018 на перегоне Дарьино — Усть-Зиган Стерлитамакской дистанции пути Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги ознакомить всех работников, связанных с движением поездов под роспись;
б) незамедлительно организовать проверку участков пути, на которых в 2009 году выполнены работы по капитальному ремонту и реконструкции пути на предмет их соответствия требованиям «ТУ-2000» и проекта с принятием экстренных мер по недопущению разрывов рельсовых стыков.
в) обеспечить строгое выполнение требований телеграфного указания ОАО «РЖД» от 16 декабря 2009 г. N 21314.
2. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., исполняющему обязанности начальника Центральной дирекции по ремонту пути Раенку Д.Л., заместителям начальников железных дорог по путевому хозяйству, начальникам служб пути, начальникам региональных дирекций по ремонту пути в срок до 15 февраля 2010 г. провести ревизию применяемых на железных дорогах и ДРП технологий по вводу рельсовых плетей в оптимальную температуру, их сварке в зависимости от времени выполнения работ с докладом в ЦП и ЦДРП.
3. За непринятие достаточных мер по улучшению качества ремонтов (реконструкций) пути и недостаточный контроль за работой путевых машинных станций в части выполнения ими работ в соответствии с требованиями проектов и нормативных документов начальнику Куйбышевской дирекции по ремонту пути Беляеву Г.П. объявить выговор.
4. За не добросовестное отношение к своим должностным обязанностям в части осуществления технического надзора за производством работ по реконструкции верхнего строения пути, а также в вопросах организации по приемке отремонтированного пути в постоянную эксплуатацию заместителю начальника Дирекции капитального строительства Куйбышевской железной дороги Астапову А.В. объявить выговор.
5. За неосуществление контроля за качеством ремонтно-путевых работ, проводимых силами подразделений Куйбышевской дирекции по ремонту пути на Башкирском отделении Куйбышевской железной дороги, а также за устранением недостатков, выявленных в ходе осеннего комиссионного осмотра пути и сооружений заместителю начальника Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги по инфраструктуре Хадыеву Н.З. объявить выговор.
6. За неудовлетворительную организацию работ по обеспечению безопасности движения поездов в хозяйстве пути, бесконтрольность за работой комиссий по приемке в эксплуатацию отремонтированных километров пути и непринятие необходимых мер по недопущению случаев сходов подвижного состава в поездах считать нецелесообразным нахождение начальника службы пути Куйбышевской железной дороги Федченко Ю.И. в занимаемой должности.
7. Начальнику Куйбышевской железной дороги Кобзеву С.А. принять необходимые меры по укреплению руководства службы пути железной дороги и Стерлитамакской дистанции пути.
8. Исполняющему обязанности начальника Центральной дирекции по ремонту пути Раенку Д.Л. принять необходимые меры по укреплению руководства опытной путевой машинной станции N 61.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.
Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович