Распоряжение ОАО РЖД от 30.06.2009 N 1364Р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июня 2009 г. N 1364р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ КОЛЕСНО-РОЛИКОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКОВ
В целях выработки единых требований и оптимизации состава и номенклатуры основного технологического оборудования, средств неразрушающего контроля и диагностики, необходимого и достаточного для соблюдения требований нормативной и технической документации по ремонту и освидетельствованию колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2009 года N 721 — ПКБ ЦВ «Регламент технической оснащенности колесно-роликовых производственных участков вагонных депо и вагонно-колесных мастерских для производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами» (далее Регламент).
2. Директору Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства М.С.Соколовскому, обеспечить передачу Регламента в структурные подразделения ОАО «РЖД», в соответствии с указателем рассылки.
3. Заместителям начальников дорог по локомотивному и вагонному хозяйствам, начальникам Дирекций по ремонту грузовых вагонов:
3.1. Организовать изучение Регламента причастными специалистами.
3.2. Внести необходимые изменения и дополнения в действующую нормативно — техническую документацию вагонного хозяйства.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента вагонного хозяйства Д.Н.Лосева, Начальника Центральной Дирекции по ремонту грузовых вагонов Н.А.Бочкарева.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
А.В.Воротилкин
СОГЛАСОВАНО:
Начальник Департамента вагонного
хозяйства ОАО «РЖД»
__________Д.Н.Лосев
УТВЕРЖДАЮ:
Вице-Президент ОАО «РЖД»
__________А.В.Воротилкин
СОГЛАСОВАНО:
Начальник Центральной дирекции
по ремонту грузовых вагонов —
филиала ОАО «РЖД»
_________Н.А.Бочкарев
СОГЛАСОВАНО:
Директор ПКБ ЦВ
филиала ОАО «РЖД»
_________М.С.Соколовский
РЕГЛАМЕНТ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ КОЛЕСНО-РОЛИКОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКОВ ВАГОННЫХ ДЕПО И ВАГОННО-КОЛЕСНЫХ МАСТЕРСКИХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛНОГО И ОБЫКНОВЕННОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР С БУКСОВЫМИ КОНИЧЕСКИМИ ПОДШИПНИКОВЫМИ УЗЛАМИ
N 721 — ПКБ ЦВ
1. Назначение колесно — роликовых производственных участков вагонных ремонтных депо и вагонно-колесных мастерских
1. Колесно — роликовые производственные участки, расположенные на территории и входящие в состав вагонных ремонтных депо и вагонно-колесных мастерских (ВКМ), предназначены для ремонта колесных пар без смены элементов, полной и промежуточной ревизии буксовых узлов с роликовыми подшипниками, полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами.
Колесно — роликовый производственный участок для производства работ по освидетельствованию колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами должен иметь в своем составе следующие отделения:
— колесный парк (с выделенными путями для отстоя колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами);
— демонтажное отделение;
— отделение ремонта колесных пар;
— комплектовочное отделение;
— помещение для хранения новых и демонтированных с осей колесных пар конических подшипников кассетного типа;
— монтажное отделение;
— ремонтно — заготовительное отделение (может входить в состав ремонтно — заготовительного участка вагонного ремонтного депо).
Кроме этого в отделениях, определенных технологическим процессом работы, колесно-роликового участка должны быть оборудованы позиции неразрушающего контроля колесной пары, входящие в состав лаборатории неразрушающего контроля вагонного ремонтного депо.
Участок неразрушающего контроля, входящий в состав лаборатории неразрушающего контроля предприятия, предназначен для проведения работ по диагностике буксовых конических подшипниковых узлов (входной контроль), дефектоскопии элементов колесной пары установленными методами контроля.
1.1 Колесный парк предназначен для производства работ по транспортировке, погрузке — выгрузке колесных пар на автотранспортные средства или железнодорожный грузовой подвижной состав в соответствии со схемами погрузки.
В своем составе колесный парк должен иметь:
пути для хранения колесных пар поступающих в ремонт и отремонтированных, с разделением по типу буксового узла;
— пути для стабилизации температуры колесных пар после:
* подачи в цех перед проведением входного контроля включающего осмотр колесной пары, замер геометрических параметров колес и колесной пары в целом;
* обмывки в моечной машине.
1.2 Демонтажное отделение предназначено для выполнения работ по:
— демонтажу буксовых узлов;
— промывке корпуса буксы и ее деталей;
— производству сухой очистки средней части оси колесной пары и диска колеса;
— обмывке колесной пары без буксовых узлов.
1.3 Отделение ремонта колесных пар — обточка поверхности катания, гребня и внутренней боковой поверхности колеса (по мере необходимости).
1.4 Комплектовочное отделение предназначено для хранения подшипников кассетного типа, выполнения работ по контролю:
— целостности упаковки подшипников;
— комплектации на соответствие упаковочному листу или маркировке;
— осмотру внешнего вида на наличие забоин, сколов, деформаций колец подшипников и уплотнений;
— регистрации паспортных данных подшипников кассетного типа в журналах установленной формы.
1.5 Ремонтно — заготовительное отделение выполняет работы по восстановлению наплавкой и дальнейшей механической обработкой контролируемых поверхностей корпуса буксы до требуемых размеров, изготовление бирок и стопорных шайб.
1.6 Монтажное отделение предназначено для осмотра, проведения замеров контролируемых геометрических параметров корпуса буксы, монтажа буксовых конических подшипниковых узлов и производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар.
Все вагонные ремонтные предприятия должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями и столовыми. При отсутствии столовой должно быть специально оборудованное помещение для приема пищи.
2.1 Настоящий Регламент распространяется на колесно — роликовые производственные участки вагоноремонтных предприятий производящих ремонт и освидетельствование колесных пар типа РУ1Ш-957, РВ2Ш-957 по ГОСТ 4835-2006 «Колесные пары для вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Технические условия» с буксовыми коническими подшипниками кассетного типа, эксплуатируемых в грузовых вагонах магистральных железных дорог Российской Федерации колеи 1520 мм.
Разработчик: Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства — филиал ОАО «РЖД» (ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»).
2.2 Регламент устанавливает единые требования к составу и номенклатуре основного технологического оборудования, средств неразрушающего контроля и диагностики, необходимого и достаточного для соблюдения требований нормативной и технической документации по ремонту и освидетельствованию колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами в габаритах 130x250x160 мм и 150x250x160 мм для грузовых вагонов.
2.3 Регламент разработан с учетом достигнутого уровня технической оснащенности предприятий вагонного хозяйства на настоящий момент, внедрения передового опыта и ресурсосберегающих технологий ремонта и восстановления элементов колесной пары. При его введении в действие, с учетом местных условий, допускается усовершенствование регламента в части дополнительной оснащенности колесно — роликовых производственных участков вагонных депо.
2.4 При разработке настоящего регламента были использованы:
— «Руководящий документ по техническому обслуживанию, ремонту и освидетельствованию колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами SKF BT2-8720 (в габаритах 150x250x160 мм) и SKF BT2-8705 (в габаритах 130x250x160 мм) для грузовых вагонов» N РД 32 ЦВ-ВНИИЖТ-СКФ-2008.01;
— «Руководящий документ по техническому обслуживанию, ремонту и освидетельствованию колесных пар с коническими подшипниками кассетного типа ЕПК TBU 130×250 в габаритах 130x250x160 мм (TBU 130×250/3 в габаритах 130x250x156,8 мм)»;
— «Руководящий документ по эксплуатации колесных пар с кассетными подшипниками типа ЕПК TBU 150x250x160 грузовых вагонов нового поколения»;
— типовые и руководящие материалы в области технологии и организации труда и производственных процессов в вагонных депо;
2.5 Перечень оборудования, приведенный в регламенте, относится к основному технологическому оборудованию, и не учитывает ручной слесарный инструмент, линейно-геометрические средства измерений и шаблоны, применение которых регламентировано при техническом обслуживании ремонте и освидетельствовании колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами в соответствии с требованиями технической и метрологической документации.
3. РЕГЛАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ КОЛЕСНО-РОЛИКОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКОВ ВАГОННЫХ ДЕПО И ВАГОНОКОЛЕСНЫХ МАСТЕРСКИХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛНОГО И ОБЫКНОВЕННОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР С БУКСОВЫМИ КОНИЧЕСКИМИ ПОДШИПНИКОВЫМИ УЗЛАМИ
Наименование |
Техническая |
Вид |
Наименование |
3.1 Колесный парк |
|||
1 Транспортировка |
Технический проект
Инструкция по организации |
Подъемно- |
Кран-балка расчетной |
3.2 Демонтажное отделение |
|||
1 Демонтаж буксового |
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Инструкция по организации
Инструктивные указания по |
Подъемно- Технологическое |
Кран-балка расчетной
Установка для
Гайковерт
В соответствии с
Стенд для демонтажа
Подъемник,
Толкатель для
Транспортер корпусов |
2 Сухая очистка, |
Инструкция по организации
Инструктивные указания по
Технический проект |
Моечное |
Машина сухой
Машины для обмывки и
Машины для обмывки
Транспортер корпусов Стеллаж для букс |
3.3 Отделение ремонта колесных пар |
|||
1 Обточка |
│Инструкция по осмотру, |
Станочное |
Колесотокарный |
2 Восстановление |
Инструкция по организации |
Станочное |
Шеечно-накатной |
3.4 Комплектовочное отделение |
|||
1 Транспортировка, |
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Инструкция по организации
Технический проект |
Технологическое |
Тележка для
Стол письменный
Стул компьютерный
В соответствии с
Столы для осмотра
Стеллажи для |
3.5 Ремонтно — заготовительное отделение |
|||
Сварочно- |
Технологическая
Инструкция по сварке и |
Подъемно-
Сварочно- Технологическое |
Кран-балка или кран-
Сварочный
Стенд для наплавки
Станок механической |
Заготовительные |
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Инструктивные указания по |
Подъемно-
Станочно- |
Кран-балка расчетной
Пресс листогибочный
Ножницы гильотинные Станок заточной
Станок токарно- |
3.6 Монтажное отделение |
|||
1 Монтаж буксового |
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Руководящий документ по
Инструкция по организации
Инструктивные указания по |
Подъемно- Технологическое |
Кран-балка расчетной
Установка для
Гайковерт
В соответствии с
Подъемно-поворотное
Подъемник,
Толкатель для
Транспортер корпусов
Транспортер |
2 Управление |
Информационное |
АРМ «Колесо» в |
|
3.7 Участок неразрушающего контроля |
|||
1 Входной — выходной |
Инструктивные указания по
Методика выполнения |
Диагностическое |
Установка для
В соответствии с |
2 Неразрушающий |
│Инструкция по осмотру, |
Средства |
В соответствии с |
Средняя часть оси; |
Магнитопорошковый метод
Неразрушающий контроль |
Магнитопорошко- |
Дефектоскоп |
Средняя часть оси;
Предподступичная
Прозвучивание оси по |
Руководство по
Неразрушающий контроль |
Ультразвуковой |
Дефектоскопы |
Цельнокатаное |
Руководство по
Неразрушающий контроль |
Ультразвуковой |
Дефектоскопы |
Цельнокатаное |
Вихретоковый метод
Неразрушающий контроль |
Вихретоковый |
Дефектоскопы |
Примечания:
1. Метрологическое обеспечение ультразвукового контроля предусматривает применение стандартных образцов:
— СО-2 (ГОСТ 14782) или СО-3Р (ГОСТ 15876)
— (СОП) 07.09.01-РУ1Ш «Контрольная ось»
— (СОП) 07.09.02 и 07.09.03 «Контрольное колесо»
— (СОП) 07.09.05 «Гребень колеса»
— (СОП) для автоматизированной установки ультразвукового контроля.
2. Метрологическое обеспечение вихретокового контроля осуществляется с помощью стандартных образцов, входящих в комплект дефектоскопов.
3. Метрологическое обеспечение магнитопорошкового контроля обеспечивается одним из следующих комплектов оборудования:
— стандартные образцы предприятия (СОП) с искусственными дефектами «Шейка оси», «Средняя часть оси», «Предподступичная часть оси».
— стандартные образцы предприятия с естественными дефектами (трещинами);
— измеритель магнитного поля МФ-23ИМ или миллитесламетр ТП2-2У и устройство для проверки качества магнитного индикатора МФ-10СП или МОН 721;
4. Для производства неразрушающего контроля, одним из установленных методов, может использоваться один из типов дефектоскопов, допущенных к применению на железнодорожном транспорте в соответствии с отраслевым реестром средств измерений.
5. Метрологическое обеспечение оборудования вибродиагностического контроля предусматривает применение контрольного образца колесной пары с искусственным дефектом сборки буксового узла в соответствии с документацией предприятия — изготовителя.
6. Нестандартное оборудование должно соответствовать требованиям, действующим в Вагонном хозяйстве, и установленным порядком разрешено для применения на вагонных ремонтных предприятиях отрасли.
4. Область применения Регламента
4.1 Регламент технической оснащенности предназначен для инженерно-технических работников служб вагонного хозяйства, отделений дорог, вагонных депо по ремонту грузовых вагонов, вагонно-колесных мастерских, а также проектных, научно-исследовательских организаций. Он должен служить руководящим документом при разработке мероприятий по техническому оснащению, перевооружению и совершенствованию работы действующих колесно — роликовых производственных участков вагонных депо, ВКМ, а также при проектировании, реконструкции, расширении существующих и строительстве новых вагонных ремонтных предприятий.
4.2 Регламент является руководящим документом, определяющим потребность в оборудовании, при проведении работ по модернизации депо, увеличению мощности и решения вопросов по соответствию ремонтного производства требованиям нормативно-технической документации предприятий системы ОАО «РЖД» и прочих организаций.
При реализации Регламента необходимо учитывать, что здания и сооружения депо и участков должны соответствовать требованиям государственных стандартов, СНиП, противопожарных и санитарных норм и других нормативных документов.
Перечень оборудования и средств неразрушающего контроля, приведенный в разделе 3 регламента, позволяет определить необходимое количество оборудования на каждую технологическую операцию ремонта колесных пар грузовых вагонов с буксовыми коническими подшипниковыми узлами. Причастные работники служб вагонного хозяйства, отделений дорог, вагонных депо должны принимать меры для дальнейшего совершенствования, развития и внедрения в производство оборудования, имеющего технико-технологические характеристики выше, чем у оборудования, представленного в регламенте.
4.3 Дополнительно к указанному в регламенте оборудованию ремонтные предприятия вагонного хозяйства должны иметь комплекс устройств для оперативного руководства работой технологических служб и административно-хозяйственного аппарата, включающий устройства связи, локальную автоматизированную информационно-справочную сеть с каналами электронной связи АРМ участков и отделений с АРМ руководителей предприятий с выходом на ИВЦ дороги.
5. Методика определения количества требуемой оснастки и оборудования колесно — роликовых производственных участков
Определение количества требуемой оснастки и оборудования колесно-роликовых производственных участков вагонных ремонтных депо и ВКМ производится на основании разработанной технологии и норм времени по операциям или другим нормативным показателям, характеризующим его производительность.
Исходными данными для расчетов являются:
а) Годовое задание — выпуск изделий в штуках за год.
б) Технологический процесс изготовления или ремонта.
в) Нормативные показатели (норма времени, суточная или часовая производительность, трудозатраты, норма расхода материалов) на единицу продукции по каждой операции, выполняемой с использованием технологического оборудования.
г) Действительный годовой фонд рабочего времени оборудования.
Техническая оснастка и оборудование, применяемые при ремонте колесных пар грузовых вагонов, условно можно разделить на группы с учетом выполняемых работ.
* Диагностика и неразрушающий контроль.
* Станочное оборудование.
* Сварочно-наплавочное оборудование.
* Стенды для разборки, комплектации и монтажа основных узлов.
* Грузоподъемные механизмы и оборудование.
* Моечные машины.
* Прочее технологическое оборудование и оснастка (включая нестандартизированное).
5.1 Расчет потребного количества оборудования
Для расчета потребного количества оборудования используются следующие методики.
5.1.1 Расчетное количество оборудования, используемого при диагностике и неразрушающем контроле:
А) по норме времени (Тшт) на операцию
Nд * Тшт
Бнк = ________
Fдо * m
где: Nд — годовая производственная программа выпуска изделий, шт;
Тшт — штучное время на обработку изделия на данном типе оборудования, час;
Fдо — действительный годовой фонд рабочего времени оборудования при работе в одну смену, час;
m — число смен работы оборудования в сутки;
Б) по производительности оборудования
N
Бнк = _____
Р * F
где Р — количество единиц изделий, диагностируемых за сутки;
F — годовой фонд рабочего времени оборудования в сутках.
5.1.2 Расчет потребного количества станочного оборудования производится по формулам:
А) — по норме времени (Тшт) на операцию:
Nд * Тшт
Бст = ________
Fдо * m
Б) — по часовой производительности оборудования:
Nд
Бст = ___________
W * Fдо * m
где: W — часовая производительность станков, шт/ч
— по числу рабочих, занятых на выполнении операции на станках определенного типа
Бк = Н * Nд
где Н — норматив численности работников, отнесенных на годовую программу ремонта вагонов.
5.1.3 Расчет потребного количества электросварочных аппаратов
А) Количество постов для ручной дуговой сварки производится по расходу электродов в килограммах на один ремонтируемый вагон по следующей формуле:
SUM Nб * а *1000
Бсв = ________________________________
Iсв * Альфа(н) * Эта(и) * Fд * m
где Nб — годовая программа ремонта вагонов;
а — норма расхода электродов на один ремонтируемый вагон, принимается по нормам;
Альфа(н) — коэффициент наплавки, г/А*ч;
Эта(и) = 0,4- коэффициент использования сварочного поста;
Iсв — сварочный ток, А;
Fд — годовой фонд времени работы поста;
m — число смен работы поста в сутки.
______________________________
SUM — обозначает знак Суммы. — Прим.
Б) Количество постов для автоматической сварки и наплавки определяется по формуле:
Sн * n
Бсв = _______________
F * fi * Эта(и)
где Sн — общая поверхность наплавки по данному изделию, кв.см;
Эта — количество слоев наплавки;
F — наплавляемая площадь за 1 час, кв.см/ч;
Эта(и) = 0,5-0,7 — коэффициент использования сварочной установки;
fi = Vнп * t
Vнп — скорость наплавки определяемая по формуле:
Vпр * Fэл
Vнп = __________
Fнп
Vпр — соответственно скорости наплавки и подачи проволоки, м/ч;
Fнп — площадь наплавленного валика, кв.мм;
Fэл — площадь поперечного сечения проволоки, кв.мм
t — шаг наплавки (t = 0,3-0,6), см.
Количество слоев наплавки можно определить по формуле:
H
n = ___
h
где Н — необходимая толщина слоя наплавки;
h — толщина одного слоя наплавки.
5.1.4 Потребность в стендах для разборки, комплектации и монтажа основных узлов
К расчету определения потребности в стендах для разборки, комплектации и монтажа основных узлов применима формула, учитывающая норму времени (Тшт) на операцию:
Nд * Тшт
Бст = ________
Fдо * m
5.1.5 Определение количества грузоподъемного механизма и оборудования производится на основании разработанной технологии.
5.1.6 Расчетное количество моечных машин
А) по норме времени (Тшт) на операцию
Nд * Тшт
Бст = ________
Fдо * m
Б) по производительности моечной машины
Nд
Бст = _____
Р * F