Логотип РЖД  Пантограф поезда

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости ОАО РЖД     Справочная информация ОАО "РЖД"     Тарифное руководство #4     Распоряжения ОАО РЖД     Сайты о поездах, железной дороге и РЖД

21.01.2020

Пантограф поезда

пантограф поезда

Пантограф – это устройство, использующееся для снятия тока с контактной сети. Качество токосъема во многом зависит от конструкции и исполнения токоприемников подвижного состава. Бугельные и штанговые токоприемники оказались несовершенными, поэтому им на смену пришли пантографы.

Устройство пантографа

    Токоприемник состоит из следующих элементов:
  • • Основание – нужно для закрепления устройства на крыше электровоза. Выполнено в виде сварной конструкции из уголков и швеллеров.
  • • Цилиндр пневматического привода – расположен на основании. Нужен для опускания токоприемника, оно происходит в результате выхода сжатого воздуха из цилиндра.
  • • Пружины – есть опускающие и поднимающие пружины, они обеспечивают поднятие и опускание токоприемника. В рабочем состоянии опускающие пружины в цилиндре привода полностью сжаты, нажатие полоза на контактную сеть проводится только с помощью усилия подъемных пружин.
  • • Полоз (лыжа) – отвечает за снятие тока с контактной сети.
  • • Токосъемная накладка – может быть угольная или медная в зависимости от модели пантографа. Нужна для хорошего скольжения по контактному проводу в процессе езды. Более современной, продуктивной и экономичной является угольная накладка.
  • • Рама – нужна для поднятия и опускания полоза, а также для обеспечения надежного соприкосновения полоза с контактной сетью. Есть верхняя и нижняя рамы.
  • • Каретка – подвижное устройство, на котором закреплен полоз. Каретки прикреплены к верхним рамам.
  • • Электропривод – обеспечивает удаленное управление пантографом. Поднять и опустить его можно без троса, как у механического аналога.

У пантографных токоприеников имеется подъемный механизм, выполненный в виде шарнирного многозвенника. Для улучшения качества снятия тока могут устанавливаться аэродинамические экраны и гидравлические амортизаторы. Все части токоприемника находятся под напряжением, ток проходит через шарнирные соединения. У шарниров в соединении предусмотрены гибкие медные шунты.

    Разновидности:
  • 1. Обычный пантограф – симметричная конструкция, необходимая для снятия напряжения с контактного провода.
  • 2. Полупантограф – ассиметричная конструкция, внешне выглядящая как половина токоприемника. Отличается меньшей массой, меньше раскачивает контактный провод при движении, экономятся материалы при изготовлении, можно устанавливать привод меньшей мощности для опускания и подъема.
  • 3. Трамвайный – отличается механическим способом подъема и спуска, для этого используется трос, протянутый в кабину водителя.

Преимущества по сравнению с другими решениями

Пантограф получил массовое распространение и постепенно вытеснил штанговые и бугельные токоприемники.

    Преимущества по сравнению со штангой:
  • • Компактность, в сложенном состоянии занимает намного меньше места.
  • • Не нужны стрелки на контактном проводе, что обеспечит конструктивную простоту сети, надежность и безопасность.
  • • Легко управлять – проблема управления решается использованием троса, пропущенного в кабину, а также электрическим приводом.
  • • Симметричность в процессе движения – происходит равномерное движение в обоих направлениях.
    Преимущества по сравнению с бугелем:
  • • Простота в управлении, контролировать бугель из кабины водителя невозможно.
  • • Компактность – пантограф намного меньше бугеля, последний в опущенном положении займет почти половину крыши вагона.

Где применяется?

    Рассмотрим использование наиболее распространенные разновидности пантографов, которые используются в следующих локомотивах и электропоездах:
  • 1. ЭС2Г – используется в электропоезде «Ласточка», его еще называют электропоездом Сименс. Большинство поездов работают в качестве пригородных и межрегиональных экспрессов. Имеются два токоприемника ассиметричной конструкции, расположенные на втором и четвертом вагонах.
  • 2. ЭП2Д – применяется на пригородных поездах Демиховского машиностроительного завода, установлены три ассиметричных токоприемника. Токоприемники расположены на крыше через один вагон, начиная с первого вагона.
  • 3. 2ЭС6 – применяются в грузовых восьмиосных двухсекционных магистральных электровозах.
  • 4. 2ЭС10 – используются в грузовых электровозах, которые являются самыми мощными в России. Задействованы на Западно-Сибирской и Свердловской железных дорогах, где наиболее сложный профиль перевозок.
  • 5. 2ЭС7 – применяются в грузовых электровозах переменного тока, в которых имеется асинхронный тяговой привод.
  • 6. TRAXX RU 120 MS – используются в двухсистемном грузовом электровозе, для снятия тока предусмотрены два ассиметричных пантографа.

О внешней контактной сети

Более половины российских железных дорог электрофицированы – использование тока экономично, экологично и безопасно. Тяговая сеть нужна для обеспечения электричеством подвижного состава. Сеть состоит из рельсовых и контактных проводов, которые формируют отсасывающую и питающую системы. Главное требование к контактной сети – это обеспечение постоянного и надежного контакта между проводом и токоприемником. На надежность контакта не должна влиять скорость движения поездов, перемены в климатических и атмосферных условиях.

Ремонт

Работа токоприемников и полозьев осуществляется в трудных условиях. Оборудование не защищено от перепадов температуры, влажности, боковых и продольных колебаний, вибрации и аэродинамических сил. Приемник тока электровоза работает с высокими электрическими нагрузками, которые иногда достигают сотен ампер. При этом даже малейшая поломка может привести к увеличению сопротивления, появлению дуги, а также к пережогу контактного провода.

В связи с этим нужен регулярный профилактический осмотр и ремонт.